Суббота, 20.04.2024, 01:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Медицина [25]
Массаж и гимнастика [92]
IT для незрячих [11]
Иные статьи [8]
Форма входа

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт Алексея Северина
Главная » Статьи » Медицина

Принципы классифицирования сколиоза и тактика реабилитации детей и подростков с позиций мануальной медицины

Поделиться в Соц-сетях:
ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на высокий интерес к сколиозу у специалистов разного профиля (ортопедов, неврологов, мануальных терапевтов, физиотерапевтов, врачей восстановительной медицины и др.) результаты наблюдения и лечения данной патологии во многих клинических случаях остаются недостаточно эффективными [11, 13].

Целью нашего исследования было уточнение особенностей и клинической значимости патобиомеханических изменений (ПБМИ) [5] в так называемых «ключевых» зонах опорно-двигательного аппарата (ОДА), краниосакральной системе и внутренних органах при различных видах, формах и вариантах структурного и функционального сколиоза, а также попытка систематизировать и классифицировать полученные данные и сформировать принципы, тактику и алгоритм реабилитации детей и подростков с позиции мануальной и восстановительной медицины.

Под функциональным сколиозом (сколиотическая осанка) мы понимаем обратимое искривление позвоночника, практически не имеющее структурных изменений, обусловленное нарушением тонусно-силовых взаимоотношений мышц грудо-пояснично-тазового уровня, наличием функциональных блоков и дисфункций в различных регионах ОДА и других системах (краниосакральной, висцеральной), ложной разновысокостью ног и др. Сколиотическая осанка исчезает или значительно уменьшается в положении «лежа»; при максимальной флексии или латерофлексии туловища в сторону, противоположную искривлению.

Под структурным сколиозом (сколиотическая болезнь) понимаем малообратимое искривление позвоночника, обусловленное дисплазией целого ряда систем (мозжечок, спинной мозг, оболочки мозга, позвоночник, таз, мышцы, соединительная ткань, истинная разновысокость ног и др.), приводящей к регионарному постуральному дисбалансу мышц (РПДМ) и специфическим статикодинамическим нарушениям вследствие значительной асимметрии скелета ОДА, не меняющееся или мало изменяющееся в положении «лежа»; максимальной флексии или латерофлексии туловища.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование и реабилитация проводились в течение 10 лет. Под нашим наблюдением и лечением находились 189 детей и подростков от 6 до 18 лет, страдающих нарушением осанки в форме функционального и структурного сколиоза: девочек - 124 чел., мальчиков - 65 чел.

Всем детям было проведено обследование (клинико-неврологическое, мануальное тестирование, рентгенологическое, электронейромиографическое [Н-рефлекс], стабилометрия, метод напольных весов; 36 чел. получили УЗИ и КТ внутренних органов). Цифровой материал обработан с использованием программы MS EXCEL, пакета сертификационных компьютерных программ In Stat 2 (Sigma, USA) с исчислением Student Test и критерия Х2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В 74 % случаев был диагностирован функциональный сколиоз, в 26% - выявлены преимущественно структурные изменения 1-2 ст. выраженности. У 65% детей, страдающих сколиотической осанкой, выявлялись признаки минимальной спинальной дисфункции, преимущественно, шейного уровня. У 88% детей, страдающих структурным сколиозом, определялись признаки минимальной цереброспинальной дисфункции, с преимущественным изменением функции мозжечка, шейного уровня спинного мозга и различными аномалиями позвоночника и костей таза.

При мануальном тестировании практически у всех детей с любым видом нарушения осанки были выявлены ПБМИ в «ключевых» зонах ОДА в виде РПДМ грудо-пояснично-тазового региона (1 и 2 ст.) и функциональных блоков С0-С1, С1-С2, C7-Th1, Th10—L2, L5-S1, в крестцово-подвздошном сочленении, копчике, соединении головки малоберцовой кости, голеностопном суставе, ложное или истинное укорочение (удлинение) ноги [10, 11]. Разница вышеуказанных выявленных дисфункций при структурном и функциональном сколиозах определялась лишь степенью выраженности и количеством характеристик в пользу сколиотической болезни, особенно это касалось скрученности таза, торсии крестца, ротации подвздошной кости, разновысокости ног, двигательного неоптимального стереотипа. Вышеуказанные ПБМИ объективно подтверждались рентгенологическим обследованием в 92 % случаев, с обязательным исследованием детей в положении «стоя».

В краниосакральной системе в большинстве случаев (67,7 % случаев) в обеих группах клинического материала диагностировалось нарушение пружинения (эластичности) в сфенобазилярном симфизе (синхондрозе), преимущественно в направлении торсии и латерофлексии, дисфункция височных и скуловых костей [10]. Особенно интересен тот факт, что у всех наблюдаемых пациентов выявлялась дисфункция височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) с явным или незначительным

нарушением прикуса, что еще раз подтверждает клинически значимую роль ВНЧС, соучаствующих в причинно-следственных связях нарушения равновесия тела, преимущественно во фронтальной плоскости, с формированием сколиоза. Статистически достоверной большой разницы в качестве и количестве вышеуказанных дисфункций в краниальной системе у детей с функциональным и структурным сколиозом получено не было.

В 29,3 % случаев у детей со структурным сколиозом, преимущественно 2-й степени, выявлялась клиническая картина дисфункции некоторых внутренних органов, включая печень, диафрагму, 12-перстную кишку, желудок, почки, слепую, сигмовидную кишку, а также выраженный спазм и напряжение в корне брыжейки [9,10]. При функциональном сколиозе дисфункция внутренних органов выявлялась лишь в 14,5% случаев.

Мануальная терапия - вертебральная, краниальная, висцеральная либо комбинированная - проводилась в обеих группах по принципам и тактике, разработанными нами, согласно особенностей осанки пациентов, вида сколиоза, его формы, степени выраженности, статической и динамической составляющих двигательного стереотипа в сочетании с атлетической, асимметричной гимнастикой и индивидуально подобранной ЛФК [4, 6, 9,10]. Выбор и приоритетность вида мануальной терапии или их комбинация определялись ведущей значимостью варианта сколиоза.

В результате использования МТ у детей с функциональным сколиозом в 91,1 % случаев отмечалась явная положительная динамика и нормализация осанки, в 6,9% - стабилизация процесса, т.е. отсутствие прогрессирования, и лишь у 2% не было никакого эффекта, и сохранялась некоторая негативная тенденция течения болезни. При структурном сколиозе 1-й ст. в 65,2 % случаев получена выраженная положительная динамика и стабилизация процесса, при 2-й ст. выраженности сколиоза у 36,4 % человек была положительная динамика, и лишь у 32,2% отмечалась стабилизация процесса, в 31,4% - отсутствие какого-либо эффекта. В группе детей с положительной динамикой со структурным сколиозом в обязательном порядке в течение длительного времени требовалось постоянное использование ортопедических приспособлений, таких как реклинаторы и корректоры осанки, стельки, полустельки, супинаторы, подкладки под безымянную аномальную диспластичную кость в положении «сидя» и другие.

Анализ опыта классифицирования сколиозов [1-3, 7, 12, 13] и наше многолетнее научное исследование показали целесообразность подхода к классификации этой проблемы, исходя из диалектического учения о явлении и сущности. Мы рекомендуем оценивать искривление позвоночника, имеющее функциональную и (или) органическую природу с заинтересованностью как структур опорнодвигательного аппарата, ЦНС, так и других систем по его пяти философским характеристикам: качественной, пространственной, количественной, временной и характеристике, обуславливающей взаимосвязь и взаимозависимость [3], и предлагаем следующую классификационную схему.

КЛАССИФИКАЦИЯ СКОЛИОЗА

1. Вид сколиоза (качественная характеристика):

1.1. функциональный (сколиотическая осанка);

1.2. структурный (сколиотическая деформация);

1.3. функционально-структурный.

2. Форма сколиоза (пространственная характеристика):

2.1. С-образная: 2.1.1. лордотическая; 2.1.2. кифотическая;

2.2. S-образная: 2.2.1. лордотическая; 2.2.2. кифотическая.

3. Степень выраженности сколиоза (количественная характеристика):

3.1. 1-я ст. (угол искривления до 10°); 3.3. 3-я ст. (до 60°);

3.2. 2-я ст. (до 30°); 3.4. 4-я ст. (свыше 60°).

4. Возраст проявления сколиоза (временная характеристика):

4.1. раннее детство (до 7 лет);
4.2. подростковый (с 13 до 16 лет);

4.3. позднее детство (с 8 до 12 лет); 4.4. юношеский (с 17 до 21 года).

61

№2 (50) • 2013

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

5. Вариант сколиоза (характеристика взаимосвязи и взаимозависимости):

5.1. опорно-двигательный'.

5.1.1. с доминирующей патологией в позвоночнике:

5.1.1.1. функциональные нарушения: 5.1.1.2. структурные нарушения;

5.1.1.3. функционально-структурные нарушения;

5.1.2. с доминирующей патологией в костях таза и нижних конечностей;

5.1.3. с равнозначной зависимостью патологии в позвоночнике, тазе и нижних конечностях.

5.2. неврологический'.

5.2.1. с доминирующими признаками минимальной церебральной дисфункции;

5.2.2. с доминирующими признаками минимальной спинальной дисфункции;

5.2.3. с равнозначной зависимостью церебральной и спинальной дисфункции.

5.3. краниовертебральный:

5.3.1. с доминирующей патологией в краниовертебральном переходе;

5.3.2. с доминирующей патологией в сфенобазилярном синхондрозе;

5.3.3. с доминирующей патологией в височно-нижнечелюстном суставе и височных костях;

5.3.4. с равнозначной зависимостью патологии в краниовертебральном переходе, сфенобазилярном синхондрозе, височно-нижнечелюстном суставе и височных костях.

5.4. висцеральный:

5.4.1. с доминирующей патологией в органах грудной полости;

5.4.2. с доминирующей патологией в органах брюшной полости;

5.4.3. с доминирующей патологией в органах малого таза;

5.4.4. с равнозначной зависимостью патологии органов грудной, брюшной и полости малого таза.

5.5. сочетанный.

С позиций нашей классификационной схемы клинический диагноз сколиоза будет выглядеть следующим образом:

Пример 1 - Больная Мал-ва, 10 лет. Диагноз: сколиоз, функционально-структурный, С-образная лордотическая форма, 2-й степени выраженности, выявленный в раннем детстве, опорно-двигательный вариант с равнозначной зависимостью патологии в позвоночнике, тазе и нижних конечностях.

Пример 2 - Больная Кон-ва, 15 лет. Диагноз: сколиоз, структурный, S-образная кифотическая форма, 3-й степени выраженности, выявленный в позднем детстве, неврологический вариант с доминирующими признаками минимальной спинальной дисфункции.

Пример 3 - Больной Ел-в, 17 лет. Диагноз: сколиоз, функциональный, С-образная лордотическая форма, 1-й степени выраженности, выявленный в подростковом возрасте, краниовертебральный вариант с доминирующей патологией в краниовертебральном переходе.

По результатам нашего научного наблюдения [8, 11] можно сформулировать следующие принципы, тактику и алгоритм дифференцированной мануальной терапии при сколиотических деформациях:

1. МТ как патогенетический метод необходима больным с функциональным сколиозом.

2. МТ подлежат дети со структурным сколиозом 1-й и 2-й степени.

3. МТ должна включать воздействие и коррекцию дисфункций сначала на отдаленных актуальных «ключевых» зонах ОДА, краниосакральной и висцеральной систем и в последнюю очередь должна быть направлена на устранение деформаций позвоночника и ПБМИ в области сколиотической дуги с учетом особенностей скрученности твердой мозговой оболочки.

4. Выбор и приоритетность вида мануальной терапии или их комбинация определяются ведущей значимостью варианта сколиоза.

5. МТ должна сочетаться с индивидуально подобранной ЛФК, атлетической и асимметрической гимнастикой в зависимости от формы и степени выраженности сколиотической осанки, особенностей РПДМ и двигательного стереотипа.

6. МТ целесообразно комбинировать с методами реабилитации по коррекции минимальной спинальной и/или цереброспинальной дисфункций, включая медикаментозное, физиотерапевтическое и другое лечение.

ВЫВОДЫ

Таким образом, нам представляется, что адекватная оценка значимости и взаимозависимости ПБМИ в опорно-двигательном аппарате, краниальной системе, висцеральной сфере и использование предлагаемой классификации сколиоза специалистами в области мануальной медицины помогут им более профессионально подойти к осмыслению этиопатогенетических особенностей формирования и течения сколиоза у детей и подростков, а также позволят достаточно эффективно осуществлять реабилитацию больных с данной патологией в плане прогноза, определения принципов, тактики, алгоритма и показаний к различным наиболее обоснованным видам мануальной и восстановительной терапии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чаклин, В.Д. Сколиозы и кифозы [Текст] / В.Д. Чаклин, Е.А. Абальмасова. - М. : Медицина, 1973. -256 с.

2. Казьмин, А.И. Сколиоз [Текст] / A.I/I. Казьмин, l/l.l/l. Кон, В.Е. Беленький. - М.: Медицина, 1981. - 272 с.

3. Коган, О.Г. Классификация неврологических проявлений остеохондроза позвоночника и принципы формулирования диагноза [Текст] / Коган О.Г., Шмидт И.Р. [и др.] // Метод, реком. для врачей-курсантов. - Новокузнецк, 1981. - 72 с.

4. Мерзенюк, О.С. Первый опыт использования мануальной терапии при сколиозе у детей и подростков [Текст] / О.С. Мерзенюк, О.Г. Коган //Тез. докл. конфер. «Мануальная терапия в вертеброневрологии». - Новокузнецк, 1986.-С. 2.

5. Коган, О.Г. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии [Текст] / О.Г. Коган, В.Л. Найдин. - М.: Медицина, 1988. - 304 с.

6. Мерзенюк, О.С. Реабилитация больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата: метод.рекомендации [Текст] / О.С. Мерзенюк, О.Г. Сафоничева. - Новокузнецк, 1995. - 20 с.

7. Абальмасова, Е.А. Сколиоз: (этиология, патогенез, семейные случаи, прогнозирование и лечение) [Текст] / Е.А. Абальмасова, P.P. Ходжаев. - Ташкент : Изд-во мед. литературы им. Абу Али ибн Сина, 1995. - 200 с.

8. Мерзенюк, О.С. Принципы реабилитации детей и подростков, страдающих функциональным и структурным сколиозом [Текст]/О.С. Мерзенюк, А. В. Вавилов, А.Т. Быков //Тез. докл. юбил. конфер. 2-й клинич. больницы г. Новокузнецка. - Новокузнецк, 2000. - С. 4.

9. Мерзенюк, О.С. Висцеральные рефлекторные синдромы в практике мануальной медицины [Текст] / О.С. Мерзенюк, 2002. - 255 с.

10. Мерзенюк, О.С. Практическое руководство по мануальной терапии [Текст] / О.С. Мерзенюк. - Новокузнецк, 2005.- 312 с.

11. Мерзенюк, О.С. Этапы и принципы реабилитации детей и подростков с функциональным и структурным сколиозом в условиях курорта г. Сочи [Текст] / О.С. Мерзенюк, В.К. Акопов. И.А. Машков // Тез. докл. юбил. конфер. «Актуальные вопросы мануальной медицины - 2010». - М., 2010.

12. Мерзенюк, О.С. К вопросу о классификации сколиоза, этапы лечения детей и подростков со сколиотической осанкой в условиях санаторно-курортной сети г. Сочи [Текст] / О.С. Мерзенюк, В.И. Криворучко, В.К. Акопов// Тез. докл. XII Всероссийской научно-практ. конфер. «Проблемы и перспективы восстановительной медицины и санаторно-курортного лечения в здравницах России. Сочи 2011». - Сочи, 2011. - 98-99 с.

13. Мерзенюк, О.С. Принципы классифицирования сколиоза у детей и подростков с позиций диалектического учения [Текст] / О.С. Мерзенюк, В.К. Акопов, И.А. Машков//Тез. докл. II научно-практ. конфер. «Актуальные проблемы неврологии». - Алматы, 2012. - С. 161-163.

Категория: Медицина | Добавил: burda_a_m (31.08.2013) | Автор: Мерзенюк Олег Семенович
Просмотров: 1507 | Комментарии: 1 | Теги: Мануальная терапия, сколиоз (функциональный, структурный). патобиомеханические и, классификация, Опорно-двигательный аппарат | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024