Пятница, 22.09.2017, 20:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Медицина [22]
Массаж и гимнастика [82]
IT для незрячих [11]
Иные статьи [5]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Сайт Алексея Северина
Главная » Статьи » Массаж и гимнастика

Рахит

Впервые описан в 1630 году английским врачом и долго назывался английской болезнью.

Это заболевание первого года жизни.

Этиология

Развивается в связи с экзогенной эндогенной недостаточностью витамина D в организме. В первое полугодие витамин D поступает ребенку только с молоком матери экзогенно. В женском молоке мало витамина D — в 1 л 50 ед.,  а суточная потребность 500 ед. депо неактивного витамина D — это кожа и печень эндогенно.

Под влиянием УФО неактивный D переходит в активный.

Возникновению болезни способствует:

1. состояние беременной, которое не способствует созданию депо витамина D у ребенка оно создается в последние месяцы беременности.

2. Недоношен 100 % недоношенных детей склонны к рахиту, т. к. у них нет этого депо и они быстро растут.

3. Недостаточное облучение УФО и пребывание на свежем воздухе.

4 Плохие бытовые условия как матери, так и ребенка.

5. Частые заболевания.

6. Нарушение диетики, искусственное вскармливание, Патогенез.

Витамин D является главным регулятором Р Са обмена в организме:

1. Витамин D способствует всасыванию Са и Р из желудочно-кишечного тракта и отложению Са в кость при гиповитаминозе витамин Са не только не откладывается, а вымывается из костей.

2. При недостатке витамина D нарушается канальцева реабсорция Р. Происходит выведение Р с мочой фосфатурия и гипофосфателия. В норме в крови Р 5-6 мл %, при рахите 1,5-2 мл %.

3. При уменьшении Р в крови нарушается цикл Кребье, возникает ацидоз, накапливаются недоокисленные продукты.

4. При гиповитаминозе D усиливается влияние его антагониста гормона паращитовидных желез паратгормон он регулирует уровень кальция в крови, что достигается вымыванием кальция из костей деминерализация кости разряжение кости. И в то же время паратгормон стимулирует рост остеоидной ткани это промежуточная ткань между хрящем и костью без кальция и фосфора в зонах роста.

Клиника. Костные изменения.

1. Голова. медленное закрытие большого родничка, увеличение его в размере, размягчение его краев. Краниотабис размягчение в области затылочной кости, уплощение и асимметрия затылка. Чрезмерное развитие лобных и теменных бугров.

2. Грудная клетка. Уплощение с боков с развернутым краем реберных дуг с перетяжной на уровне диафрагмы Гаррисонова борозда нижняя часть грудной клетки расширена и ее контуры сливаются с увеличенным шарообразным животом. Четки в местах соединения кости с хрящевой частью ребер. Западание или выпячивание грудины грудь сапожника или куриная грудь. Рахитический кифоз вершина его в месте перехода грудного отдела в поясничный. Возможный и сколиоз.

3. Таз. уплощается сдавливается в переднезаднем направлении.

4. Ноги. Искривление О или X. О — при преобладании тонуса сгибателей, Х — при преобладании тонуса разгибателей.

5. На руках в области лучезапястного сустава нити жемчуга разрастание остеоидной ткани. Степень костных деформаций зависит не только от тяжести рахита, но и от степени статической нагрузки на его опорно-двигательный аппарат.

Поражение ЦНС появляются первыми.

Нарушение высшей нервной деятельности проявляется в изменении настроения, раздражительности, беспокойства детей, нарушается сон. Выражены расстройства вегетативной нервной системы резкая потливость, кожные гиперестезии.

Зуд заставляет ребенка тереть головку о подушку и наступает облысение затылка. Наряду с поражением костной системы, ведущее место в клинической картине рахита занимает поражение мышечной системы. Еще Н.Ф. Филатов 1900 в своих клинических лекциях указывал: "Мышцы дряблы это свойство всех рахитиков, последние могут быть худыми или толстыми, но нет рахитиков с крепкими мышцами".

Причины гипотонии.

1. Нарушение кальциевого обмена, т. к. ионы кальция участвуют в мышечном сокращении.

2. Нарушение энергетических процессов в цикле Кребса.

3. нарушение корковых процессов между возбудительным и тормозным процессами.

Нарушение дыхания связаны с:

1. деформацией грудной клетки
2. снижением тонуса межреберных мышц и диафрагмы
3. нарушением экскурсии грудной клетки, дренажной функции бронхов, развивается гиповентиляция легких.

Поэтому часто эти дети болеют пневмониями, которые носят затяжной характер.

Нарушение пищеварения снижена выработка пищеварительных ферментов в результате ацидоза и эти дети склонны к расстройству питания. Часто рвота, жидкий стул или запоры. Печень увеличена — это застойные явления в системе воротной вены, т. к. тонус диафрагмы понижен и ее присасывающее действие ослаблено. Живот большой лягушачий за счет слабого тонуса мышц и вздутия кишечника. Часто пупочные грыжи.

Симптом перочинного ножа, сверхъестественная гибкость из-за гипотонии. Разболтанность суставов, часто вывих в ЛЗС, в плечевом суставе.

Классификация определяет тяжесть, период, течение.

Тяжесть: I, II, III степени.

Период: I (начальный) — длительность от 2 до 6 недель потливость, беспокойство начинаются чаще в 2-3 месяца; II — разгар в 3-4, 6 месяцев; III — реконвалесценции во втором полугодии IV — остаточные явления после 1,5 лет Возраст, когда начинается рахит это чаще в 2-3 месяца, но может быть и раньше — с 3-4 недель.

Течение: острое, подострое, рецидивирующее.

Лечебная гимнастика и массаж

Противопоказаны массаж и гимнастика при осложненном течении рахита, когда состояние ребенка расценивается как тяжелое токсикоз, высокая температура.

Показан при неосложненном рахите во все периоды заболевания с учетом индивидуальных особенностей в возрасте.

Массаж в различные периоды рахита

I. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. Возраст ребенка с 3-4 недель до 2-3 мес. Длительность периода 2-6 нед.

Клинические проявления: потливость, беспокойство или заторможенность, гиперестезии, плохой сон.

Задачи массажа и лечебной физкультуры — нормализация основных нервных процессов, снятие явлений заторможенности или повышенной возбудимости. Повышение уровня неспецифической сопротивляемости. Предупреждение отставания в психомоторном развитии.

Для решения этих задач наибольшее значение имеет поглаживающий массаж, который оказывает выраженное успокаивающее действие. Учитывая возраст ребенка до 3-х месяцев и клинические проявления рахита в начальный период гиперестезии, потливость включать в методику другие приемы массажа не рекомендуется.

План массажа (длительность занятия 8 10 мин.):

1. Поглаживание рук

2. Поглаживание ног.

3. Поглаживание живота.

4. Выкладывание на живот.

5. Поглаживание ягодиц и спины.

6. Рефлекторное разгибание спины в положении на правом и левом боку.

7. Поглаживание живота.

8. Поглаживание рук.

9. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

II. ПЕРИОД РАЗГАРА (цветущий рахит).

Возраст от 3 х мес. до 6 ти мес. Клинические проявления наиболее выражены: размягчение костей, разболтанность суставов, выраженная гипотония мышц.

Задачи массажа и лечебной физкультуры — предупреждение возможных деформаций опорно-двигательного аппарата; восстановление нарушенных функций дыхания, кровообращения и пищеварения; нормализация основных нервных процессов; предупреждение отставания в психомоторном развитии.

Методические указания по уходу и проведению массажа:

1. Для предупреждения деформации черепа и скелета избегать длительного нахождения ребенка в однообразной позе в кроватке или на руках взрослого, обязательна частая смена положения.

2. Статическая нагрузка на позвоночник и на ноги сидение, стояние категорически исключается.

3. Кроватка ребенка должна быть плоской и умеренно жесткой, не дающей возможности прогибанию и деформации скелета.

4. При общении с ребенком помнить о слабой фиксации его суставов разболтанности, о возможных вывихах в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах. Выполнение пассивных упражнений проводить с осторожностью.

5. При массаже живота помнить об увеличенной печени обходить правое подреберье. Обратить внимание на пупочное кольцо возможны проявления пупочной грыжи.

6. Длительность массажа и гимнастики не более 10 12 мин.

7. Массаж поверхностный, в замедленном темпе, в плане массажа преобладают приемы поглаживания и легкого растирания.

План массажа и лечебной гимнастики:

1. Поглаживание и легкое спиралевидное растирание рук.

2. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны ребенок обхватывает большой палец взрослого, остальными пальцами взрослый фиксирует лучезапястный сустав.

3. Поглаживание и легкое спиралевидное растирание ног.
4. Сгибание и разгибание ног.

5. Массаж живота:

а) поглаживание по часовой стрелке.
б) спиралевидное растирание по ходу косых мышц живота, начиная с боковых стенок с переходом на переднюю стенку живота таким образом, чтобы пальцы обеих рук соединились на лобке.
в) встречное поглаживание левая рука движется вверх, правая вниз, это способствует укреплению мышц брюшного пресса и отхождению газов.

6. Массаж грудной клетки в исходном положении ребенка на боку: граблеобразное поглаживание и растирание по ходу межреберий от грудины к позвоночнику.

7. Массаж спины и ягодиц в положении на животе:

а) глажение 1 вар. От подъягодичных складок до надплечий.
б) спиралевидное растирание двумя руками в том же направлении.
в) обхватывающее поглаживание.
г) пиление.
д)обхватывающее поглаживание.
е) пощипывание ягодиц.
ж) поглаживание.

8. Сгибание позвоночника и ног парение на спине. Под спину ребенка с боков подводят ладони взрослого и приподнимают его над столом, при этом ребенок подтягивает головку и плечи вперед, поднимая ноги. Упражнения укрепляет мышцы шеи, груди, брюшного пресса.

9. Массаж стопы включает в себя поглаживание и растирание.

III ПЕРИОД (период реконвалесценции).

Возраст — старше б мес. Клинические проявления: характерно постепенное исчезновение симптомов рахита, улучшение общего состояния. Задачи массажа и лечебной физкультуры: особое внимание уделяем мышечной системе для ликвидации явлений мышечной гипотонии; восстановление нарушенных функций дыхания, пищеварения, органов кровообращения; коррекция возможных дефектов опорно-двигательного аппарата; нормализация нервно-психической сферы; укрепление суставно-связочного аппарата, ликвидация патологической подвижности суставов.

В этот период целесообразно применять более энергичные виды массажа: растирание, разминание, вибрацию. Эти приемы должны повышать тонус мышц, активизировать окислительно-восстановительные процессы в мышечной ткани, способствовать удалению недоокисленных продуктов обмена. Необходимо шире использовать гимнастические упражнения как пассивные, так и активные учитывая возраст. Это поможет укрепить мышцы и суставно-связочный аппарат. В комплекс лечебной физкультуры рекомендуется ввести специальные упражнения, направленные на ликвидацию рахитической деформации:

а) выкладывание на живот не только во время занятий массажем и ЛФК, но и в другие периоды бодрствования. Различные упражнения в исходном положении на животе способствуют уменьшению рахитического кифоза.
б) избирательный массаж для ног при Х или 0 образной деформации нижних конечностей.

План массажа и лечебной гимнастики:

1.Массаж рук (исходное положение — лежа на спине):

а) обхватывающее поглаживание.
б) попеременное растирание.
в) обхватывающее поглаживание.
г) щипцеобразное разминание.
д) обхватывающее поглаживание.

2. Круговое движение руками и поочередное разгибание рук вперед (пассивное упражнение). Поднять и опустить через стороны выпрямленные руки ребенка 4-6 раз.

Упражнение способствует углублению дыхания, укреплению мышц плечевого пояса.

3. Массаж ног:

а) обхватывающее поглаживание.
б) попеременное растирание.
в) обхватывающее поглаживание.
г) спиралевидное растирание.
д) обхватывающее поглаживание.
е) щипцеобразное разминание.
ж) обхватывающее поглаживание.

4. Поднятие выпрямленных ног пассивное упражнение до вертикального положения с последующим сгибанием в тазобедренных суставах, после прижатия ног к животу возврат в исходное положение производится 6-8 раз. Упражнение способствует углублению дыхания и укреплению мышц брюшного пресса.

5. Массаж живота:

а) круговое поглаживание.
б) пиление.
в) комбинированное поглаживание вдоль, прямых мышц живота.
г) спиралевидное растирание по ходу прямых и косых мышц живота.

6. Массаж грудной клетки осуществляется спереди, включая межреберные промежутки:

а) поглаживание ладонями передним ходом от реберной дуги вверх и в стороны.
б) спиралевидное растирание по межреберьям.
в) поглаживание по межреберьям.

7. Повороты со спины на живот с помощью взрослого, стимулируя активность ребенка игрушками. Упражнение способствует укреплению мышц туловища.

8. Массаж спины в исходном положении на животе:

а) плоскостное поверхностное поглаживание.
б) пиление.
в) спиралевидное поглаживание.
г) спиралевидное растирание подушечками 3-х пальцев.
д) комбинированное поглаживание.
е) прием сороконожка, накатывание на большой палей полукружное.
ж) поглаживание.
з) постукивание кончиками пальцев.
и) поглаживание.

9. Массаж ягодиц:

а) круговое поглаживание.
б) спиралевидное растирание подушечками 3-х пальцев по дугам от подъягодичной складки вверх и параллельно гребням таза.
в) круговое поглаживание.
г) разминание.
д) круговое поглаживание.

10. Поднятие ног и туловища лежа на животе. Положить ладони рук под бедра ребенка над коленями, а большие пальцы на бедрах сзади, поднимать ноги и слегка туловище ребенка, при этом ребенок должен опираться руками о стол повторить 2 раза. Упражнение укрепляет спину особенно при рахитическом кифозе. Длительность 15 минут.

IV. ПЕРИОД ОСТАТОЧНЫХ ЯВЛЕНИЙ.

Возраст ребенка старше 1 года 6 мес.

Клинические проявления:

1. Восстановление нарушенного обмена.
2. Отсутствие острых изменений в костях и мышцах.
3. Функциональная неполноценность мышц, особенно брюшного пресса, ягодиц и спины. Мышцы конечностей восстанавливаются быстрее, но суставно-связочный аппарат еще неполноценен.
4. Наличие остаточной деформации костного скелета.
5. Отставание в психомоторном развитии дети позже обычного становятся на ноги, начинают ходить и т.д.

Задачи массажа и лечебной физкультуры: нормализация психомоторного развития, ликвидация отставания в развитии двигательных навыков; уменьшение, ликвидация деформаций опорно двигательного аппарата и функциональной неполноценности других органов и систем.

Основное содержание массажа и гимнастики составляют приемы и упражнения, соответствующие физиологическому возрасту, но обязательно добавляются приемы избирательного массажа и гимнастика для совершенствования функции стояния и ходьбы, а также исправления Х и О-образной деформации ног.

Учитывая быструю истощаемость нервной системы ребенка, в одну процедуру все области не массируются, время процедуры не более 15 мин.

Массаж спины, ягодиц, живота необходимо проводить ежедневно, а массаж конечностей и грудной клетки чередовать по дням.

Избирательный массаж ног.

При рахите с О-образным искривлением ног будет ослаблена и растянута передне-латеральная группа мышц голени ,передняя большеберцовая, длинный разгибатель пальцев, длинная малоберцовая мышца. Этим мышцам необходим тонизирующий массаж.

Одновременно производится расслабляющий массаж передней группы мышц бедра и тонизирующий массаж задней и медиальной групп мышц.

При Х-образном искривлении ног отмечается неравномерное развитие концов бедренных костей. Внутренняя их часть вытянута в объеме, а наружные мыщелки уменьшены в размерах.Медиальная головка икроножной мышцы растянута и ослаблена.

Х-образное искривление ног устранить гораздо сложнее. Кроме тонизирующего массажа медиальной порции икроножной мышцы необходим массаж коленных суставов для укрепления связочного аппарата, а также расслабляющий массаж медиальной и задней групп мышц бедра и тонизирующий передней группы мышц бедра. X-образное искривление всегда сочетается и плоскостопием I-III степени, следовательно необходимо соответствовать методике.

Физические упражнения, способствующие развитию функций стояния и ходьбы.

1. Подтанцовывание с поддержкой ребенка подмышки.
2. Упражнение на сопротивление в исходном положении на спине. Ребенок отталкивается ногами от руки взрослого.
3. Вставание на ноги в упор из положения лежа на спине с поддержкой ребенка подмышки.
4. Упражнение сесть встать.

Курс массажа при искривлении ног 20 25 процедур с перерывом в 1 месяц.

Для получения эффекта необходимо провести не менее 4 х курсов.
Категория: Массаж и гимнастика | Добавил: burda_a_m (30.12.2009)
Просмотров: 8614 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.0/5
Всего комментариев: 1
1  
отличная статья.спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2017