Впервые описан в 1630 году английским врачом и долго
назывался английской болезнью.
Это заболевание первого года жизни.
Этиология
Развивается в связи с экзогенной эндогенной недостаточностью
витамина D в организме.
В первое полугодие витамин D
поступает ребенку только с молоком матери экзогенно. В женском молоке мало
витамина D — в 1 л 50 ед., а суточная потребность 500 ед. депо
неактивного витамина D
— это кожа и печень эндогенно.
Под влиянием УФО неактивный D переходит в активный.
Возникновению болезни способствует:
1. состояние беременной, которое не способствует созданию
депо витамина D у ребенка оно создается в последние месяцы беременности.
2. Недоношен 100 % недоношенных детей склонны к рахиту, т.
к. у них нет этого депо и они быстро растут.
3. Недостаточное облучение УФО и пребывание на свежем
воздухе.
4 Плохие бытовые условия как матери, так и ребенка.
5. Частые заболевания.
6. Нарушение диетики, искусственное вскармливание,
Патогенез.
Витамин D является главным регулятором Р Са обмена в
организме:
1. Витамин D способствует всасыванию Са и Р из желудочно-кишечного
тракта и отложению Са в кость при гиповитаминозе витамин Са не только не
откладывается, а вымывается из костей.
2. При недостатке витамина D нарушается канальцева реабсорция
Р. Происходит выведение Р с мочой фосфатурия и гипофосфателия. В норме в крови
Р 5-6 мл %, при рахите 1,5-2 мл %.
3. При уменьшении Р в крови нарушается цикл Кребье,
возникает ацидоз, накапливаются недоокисленные продукты.
4. При гиповитаминозе D усиливается влияние его антагониста
гормона паращитовидных желез паратгормон он регулирует уровень кальция в крови,
что достигается вымыванием кальция из костей деминерализация кости разряжение
кости. И в то же время паратгормон стимулирует рост остеоидной ткани это
промежуточная ткань между хрящем и костью без кальция и фосфора в зонах роста.
Клиника. Костные
изменения.
1. Голова. медленное закрытие большого родничка, увеличение
его в размере, размягчение его краев. Краниотабис размягчение в области
затылочной кости, уплощение и асимметрия затылка. Чрезмерное развитие лобных и
теменных бугров.
2. Грудная клетка. Уплощение с боков с развернутым краем
реберных дуг с перетяжной на уровне диафрагмы Гаррисонова борозда нижняя часть
грудной клетки расширена и ее контуры сливаются с увеличенным шарообразным
животом. Четки в местах соединения кости с хрящевой частью ребер. Западание или
выпячивание грудины грудь сапожника или куриная грудь. Рахитический кифоз
вершина его в месте перехода грудного отдела в поясничный. Возможный и сколиоз.
3. Таз. уплощается сдавливается в переднезаднем направлении.
4. Ноги. Искривление О или X. О — при преобладании тонуса
сгибателей, Х — при преобладании тонуса разгибателей.
5. На руках в области лучезапястного сустава нити жемчуга
разрастание остеоидной ткани. Степень костных деформаций зависит не только от
тяжести рахита, но и от степени статической нагрузки на его опорно-двигательный
аппарат.
Поражение ЦНС появляются первыми.
Нарушение высшей нервной деятельности проявляется в
изменении настроения, раздражительности, беспокойства детей, нарушается сон. Выражены
расстройства вегетативной нервной системы резкая потливость, кожные
гиперестезии.
Зуд заставляет ребенка тереть головку о подушку и наступает
облысение затылка. Наряду с поражением костной системы, ведущее место в
клинической картине рахита занимает поражение мышечной системы. Еще Н.Ф. Филатов
1900 в своих клинических лекциях указывал: "Мышцы дряблы это свойство всех
рахитиков, последние могут быть худыми или толстыми, но нет рахитиков с
крепкими мышцами".
Причины гипотонии.
1. Нарушение кальциевого обмена, т. к. ионы кальция участвуют
в мышечном сокращении.
2. Нарушение энергетических процессов в цикле Кребса.
3. нарушение корковых процессов между возбудительным и
тормозным процессами.
Нарушение дыхания связаны с:
1. деформацией грудной клетки
2. снижением тонуса межреберных мышц и диафрагмы
3. нарушением экскурсии грудной клетки, дренажной функции бронхов, развивается
гиповентиляция легких.
Поэтому часто эти дети болеют пневмониями, которые носят
затяжной характер.
Нарушение пищеварения снижена выработка пищеварительных
ферментов в результате ацидоза и эти дети склонны к расстройству питания. Часто
рвота, жидкий стул или запоры. Печень увеличена — это застойные явления в
системе воротной вены, т. к. тонус диафрагмы понижен и ее присасывающее
действие ослаблено. Живот большой лягушачий за счет слабого тонуса мышц и
вздутия кишечника. Часто пупочные грыжи.
Симптом перочинного ножа, сверхъестественная гибкость из-за
гипотонии. Разболтанность суставов, часто вывих в ЛЗС, в плечевом суставе.
Классификация определяет тяжесть, период, течение.
Тяжесть: I, II, III степени.
Период: I (начальный) — длительность от 2 до 6 недель
потливость, беспокойство начинаются чаще в 2-3 месяца; II — разгар в 3-4, 6
месяцев; III — реконвалесценции во втором полугодии IV — остаточные явления
после 1,5 лет Возраст, когда начинается рахит это чаще в 2-3 месяца, но может
быть и раньше — с 3-4 недель.
Течение: острое, подострое, рецидивирующее.
Лечебная гимнастика и
массаж
Противопоказаны массаж и гимнастика при осложненном течении
рахита, когда состояние ребенка расценивается как тяжелое токсикоз, высокая
температура.
Показан при неосложненном рахите во все периоды заболевания
с учетом индивидуальных особенностей в возрасте.
Массаж в различные
периоды рахита
I. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. Возраст ребенка с 3-4 недель до 2-3
мес. Длительность периода 2-6 нед.
Клинические проявления: потливость, беспокойство или
заторможенность, гиперестезии, плохой сон.
Задачи массажа и лечебной физкультуры — нормализация
основных нервных процессов, снятие явлений заторможенности или повышенной
возбудимости. Повышение уровня неспецифической сопротивляемости. Предупреждение
отставания в психомоторном развитии.
Для решения этих задач наибольшее значение имеет
поглаживающий массаж, который оказывает выраженное успокаивающее действие. Учитывая
возраст ребенка до 3-х месяцев и клинические проявления рахита в начальный
период гиперестезии, потливость включать в методику другие приемы массажа не
рекомендуется.
План массажа (длительность занятия 8 10 мин.):
1. Поглаживание рук
2. Поглаживание ног.
3. Поглаживание живота.
4. Выкладывание на живот.
5. Поглаживание ягодиц и спины.
6. Рефлекторное разгибание спины в положении на правом и левом
боку.
7. Поглаживание живота.
8. Поглаживание рук.
9. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
II. ПЕРИОД РАЗГАРА (цветущий рахит).
Возраст от 3 х мес. до 6 ти мес. Клинические проявления
наиболее выражены: размягчение костей, разболтанность суставов, выраженная
гипотония мышц.
Задачи массажа и лечебной физкультуры — предупреждение
возможных деформаций опорно-двигательного аппарата; восстановление нарушенных
функций дыхания, кровообращения и пищеварения; нормализация основных нервных
процессов; предупреждение отставания в психомоторном развитии.
Методические указания по уходу и проведению массажа:
1. Для предупреждения деформации черепа и скелета избегать
длительного нахождения ребенка в однообразной позе в кроватке или на руках
взрослого, обязательна частая смена положения.
2. Статическая нагрузка на позвоночник и на ноги сидение,
стояние категорически исключается.
3. Кроватка ребенка должна быть плоской и умеренно жесткой,
не дающей возможности прогибанию и деформации скелета.
4. При общении с ребенком помнить о слабой фиксации его
суставов разболтанности, о возможных вывихах в лучезапястном, локтевом и
плечевом суставах. Выполнение пассивных упражнений проводить с осторожностью.
5. При массаже живота помнить об увеличенной печени обходить
правое подреберье. Обратить внимание на пупочное кольцо возможны проявления
пупочной грыжи.
6. Длительность массажа и гимнастики не более 10 12 мин.
7. Массаж поверхностный, в замедленном темпе, в плане
массажа преобладают приемы поглаживания и легкого растирания.
План массажа и лечебной гимнастики:
1. Поглаживание и легкое спиралевидное растирание рук.
2. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны ребенок
обхватывает большой палец взрослого, остальными пальцами взрослый фиксирует
лучезапястный сустав.
3. Поглаживание и легкое спиралевидное растирание ног.
4. Сгибание и разгибание ног.
5. Массаж живота:
а) поглаживание по часовой стрелке.
б) спиралевидное растирание по ходу косых мышц живота, начиная с боковых стенок
с переходом на переднюю стенку живота таким образом, чтобы пальцы обеих рук
соединились на лобке.
в) встречное поглаживание левая рука движется вверх, правая вниз, это
способствует укреплению мышц брюшного пресса и отхождению газов.
6. Массаж грудной клетки в исходном положении ребенка на
боку: граблеобразное поглаживание и растирание по ходу межреберий от грудины к
позвоночнику.
7. Массаж спины и ягодиц в положении на животе:
а) глажение 1 вар. От подъягодичных складок до надплечий.
б) спиралевидное растирание двумя руками в том же направлении.
в) обхватывающее поглаживание.
г) пиление.
д)обхватывающее поглаживание.
е) пощипывание ягодиц.
ж) поглаживание.
8. Сгибание позвоночника и ног парение на спине. Под спину
ребенка с боков подводят ладони взрослого и приподнимают его над столом, при
этом ребенок подтягивает головку и плечи вперед, поднимая ноги. Упражнения
укрепляет мышцы шеи, груди, брюшного пресса.
9. Массаж стопы включает в себя поглаживание и растирание.
III ПЕРИОД (период реконвалесценции).
Возраст — старше б мес. Клинические проявления: характерно
постепенное исчезновение симптомов рахита, улучшение общего состояния. Задачи
массажа и лечебной физкультуры: особое внимание уделяем мышечной системе для
ликвидации явлений мышечной гипотонии; восстановление нарушенных функций
дыхания, пищеварения, органов кровообращения; коррекция возможных дефектов опорно-двигательного
аппарата; нормализация нервно-психической сферы; укрепление суставно-связочного
аппарата, ликвидация патологической подвижности суставов.
В этот период целесообразно применять более энергичные виды
массажа: растирание, разминание, вибрацию. Эти приемы должны повышать тонус
мышц, активизировать окислительно-восстановительные процессы в мышечной ткани,
способствовать удалению недоокисленных продуктов обмена. Необходимо шире использовать
гимнастические упражнения как пассивные, так и активные учитывая возраст. Это
поможет укрепить мышцы и суставно-связочный аппарат. В комплекс лечебной
физкультуры рекомендуется ввести специальные упражнения, направленные на ликвидацию
рахитической деформации:
а) выкладывание на живот не только во время занятий массажем
и ЛФК, но и в другие периоды бодрствования. Различные упражнения в исходном
положении на животе способствуют уменьшению рахитического кифоза.
б) избирательный массаж для ног при Х или 0 образной деформации нижних
конечностей.
План массажа и лечебной гимнастики:
1.Массаж рук (исходное положение — лежа на спине):
а) обхватывающее поглаживание.
б) попеременное растирание.
в) обхватывающее поглаживание.
г) щипцеобразное разминание.
д) обхватывающее поглаживание.
2. Круговое движение руками и поочередное разгибание рук
вперед (пассивное упражнение). Поднять и опустить через стороны выпрямленные
руки ребенка 4-6 раз.
Упражнение способствует углублению дыхания, укреплению мышц
плечевого пояса.
3. Массаж ног:
а) обхватывающее поглаживание.
б) попеременное растирание.
в) обхватывающее поглаживание.
г) спиралевидное растирание.
д) обхватывающее поглаживание.
е) щипцеобразное разминание.
ж) обхватывающее поглаживание.
4. Поднятие выпрямленных ног пассивное упражнение до
вертикального положения с последующим сгибанием в тазобедренных суставах, после
прижатия ног к животу возврат в исходное положение производится 6-8 раз. Упражнение
способствует углублению дыхания и укреплению мышц брюшного пресса.
5. Массаж живота:
а) круговое поглаживание.
б) пиление.
в) комбинированное поглаживание вдоль, прямых мышц живота.
г) спиралевидное растирание по ходу прямых и косых мышц живота.
6. Массаж грудной клетки осуществляется спереди, включая
межреберные промежутки:
а) поглаживание ладонями передним ходом от реберной дуги
вверх и в стороны.
б) спиралевидное растирание по межреберьям.
в) поглаживание по межреберьям.
7. Повороты со спины на живот с помощью взрослого,
стимулируя активность ребенка игрушками. Упражнение способствует укреплению
мышц туловища.
8. Массаж спины в исходном положении на животе:
а) плоскостное поверхностное поглаживание.
б) пиление.
в) спиралевидное поглаживание.
г) спиралевидное растирание подушечками 3-х пальцев.
д) комбинированное поглаживание.
е) прием сороконожка, накатывание на большой палей полукружное.
ж) поглаживание.
з) постукивание кончиками пальцев.
и) поглаживание.
9. Массаж ягодиц:
а) круговое поглаживание.
б) спиралевидное растирание подушечками 3-х пальцев по дугам от подъягодичной
складки вверх и параллельно гребням таза.
в) круговое поглаживание.
г) разминание.
д) круговое поглаживание.
10. Поднятие ног и туловища лежа на животе. Положить ладони
рук под бедра ребенка над коленями, а большие пальцы на бедрах сзади, поднимать
ноги и слегка туловище ребенка, при этом ребенок должен опираться руками о стол
повторить 2 раза. Упражнение укрепляет спину особенно при рахитическом кифозе. Длительность
15 минут.
IV. ПЕРИОД ОСТАТОЧНЫХ ЯВЛЕНИЙ.
Возраст ребенка старше 1 года 6 мес.
Клинические проявления:
1. Восстановление нарушенного обмена.
2. Отсутствие острых изменений в костях и мышцах.
3. Функциональная неполноценность мышц, особенно брюшного пресса, ягодиц и
спины. Мышцы конечностей восстанавливаются быстрее, но суставно-связочный
аппарат еще неполноценен.
4. Наличие остаточной деформации костного скелета.
5. Отставание в психомоторном развитии дети позже обычного становятся на ноги,
начинают ходить и т.д.
Задачи массажа и лечебной физкультуры: нормализация
психомоторного развития, ликвидация отставания в развитии двигательных навыков;
уменьшение, ликвидация деформаций опорно двигательного аппарата и
функциональной неполноценности других органов и систем.
Основное содержание массажа и гимнастики составляют приемы и
упражнения, соответствующие физиологическому возрасту, но обязательно
добавляются приемы избирательного массажа и гимнастика для совершенствования
функции стояния и ходьбы, а также исправления Х и О-образной деформации ног.
Учитывая быструю истощаемость нервной системы ребенка, в
одну процедуру все области не массируются, время процедуры не более 15 мин.
Массаж спины, ягодиц, живота необходимо проводить ежедневно,
а массаж конечностей и грудной клетки чередовать по дням.
Избирательный массаж
ног.
При рахите с О-образным искривлением ног будет ослаблена и
растянута передне-латеральная группа мышц голени ,передняя большеберцовая,
длинный разгибатель пальцев, длинная малоберцовая мышца. Этим мышцам необходим
тонизирующий массаж.
Одновременно производится расслабляющий массаж передней
группы мышц бедра и тонизирующий массаж задней и медиальной групп мышц.
При Х-образном искривлении ног отмечается неравномерное
развитие концов бедренных костей. Внутренняя их часть вытянута в объеме, а
наружные мыщелки уменьшены в размерах.Медиальная головка икроножной мышцы
растянута и ослаблена.
Х-образное искривление ног устранить гораздо сложнее. Кроме
тонизирующего массажа медиальной порции икроножной мышцы необходим массаж
коленных суставов для укрепления связочного аппарата, а также расслабляющий
массаж медиальной и задней групп мышц бедра и тонизирующий передней группы мышц
бедра. X-образное
искривление всегда сочетается и плоскостопием I-III степени, следовательно
необходимо соответствовать методике.
Физические
упражнения, способствующие развитию функций стояния и ходьбы.
1. Подтанцовывание с поддержкой ребенка подмышки.
2. Упражнение на сопротивление в исходном положении на спине. Ребенок отталкивается
ногами от руки взрослого.
3. Вставание на ноги в упор из положения лежа на спине с поддержкой ребенка
подмышки.
4. Упражнение сесть встать.
Курс массажа при искривлении ног 20 25 процедур с перерывом
в 1 месяц.
Для получения эффекта необходимо провести не менее 4 х курсов. |